Шевелим мозгами. Что такое мозговой штурм и как его использовать



Групповые методы мозгового штурма – целесообразно применять в группах с высоким уровнем межличностного взаимодействия или же когда формирование команды является одной из целей тренинга. 

Метод  Групповой Брейнрайтинг (Group Brainwriting  Technique) применяется в группах, которые предпочитают  выдвигать и обсуждать идеи в письменной форме. В этой версии записанные индивидуально идеи передаются другим участникам, которые развивают их или используют их как стимулы для выдвижения новых идей.  

Данный метод можно легко использовать работая с большими группами, при этом не существует  никаких реальных ограничений на размер группы. Преимуществом этого метода является то, что все идеи записываются на бумаге и легко могут быть прочитаны и использованы для выдвижения новых идей. Групповой брейнврайтинг существенно ускоряет процесс решения, так как все участники работают и выдвигают идей на протяжении всей сессии. Брейнрайтинг  с общим фондом (Brainwriting Pool) был разработан в Институте Баттелле, Франкфурт, Германия.  В данном методе новые идеи стимулируются записанными на бумаге, а не произнесенными вслух идеями участников.

В этом же ряду находится Метод Галереи (The Gallery Method), в котором не идеи движутся по кругу участников, а напротив участники, как в картинной галерее движутся мимо идей, записанных на флип чартах.  Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список. Близким по технике  является Брейнволкинг (Brainwalking) или «Мозговой штурм в движении». В этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться  и добавлять комментарии на листах. 

 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635) - является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968). Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит  из схемы процесса мозгового штурма, включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по  3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. Участникам предлагается для вдохновения и стимулирования  творческого процесса использовать идеи других членов группы. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей.

Круговой мозговой штурм и метод круглого стола (Round-Robin  And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992), предполагает установление очередности ответов, которые  даются по кругу, по принципу «один ответ за один раз».  Этот метод предоставляя всем равные шансы для внесения своего вклада, обеспечивает активное включение в процесс каждого участника, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников.  Данный метод, в свою очередь имеет вербальную и письменную версии. Так  

Круговой мозговой штурм (Roundrobin) (вербальная версия) состоит в том, что фасилитатор просит участников по очереди и по кругу, высказывать свои идеи, которые затем записываются на флип-чарт.  

Метод круглого Стола (Письменная Версия) осуществляется путем техник: «Один лист бумаги», при которой участники по очереди записывают свои идеи на одном листе бумаги и версии «Стопки карточек», предполагающей записи идей на отдельных карточках. 

Похожей, но отдельной техникой является Метод группового обмена (Group Passing Technique). При выполнении данной техники участники размещаются по кругу или за столом, и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой способ высказывания идей не позволяет участникам долго и упорно размышлять на идеями, как это может иметь место при добровольных ответах. Эта методика также имеет также три версии: «Одна идея на одном листке», «Много идей на одном листе» и «Книга идей».

Наибольшей известностью пользуется  Метод номинальных групп (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, 1971). В данном методе группа, состоящая из 10 участников и опытного фасилитатора или же 3-4 группы до 10 человек, с представителем каждой группы и одного общего фасилитатора,  молча генерируют  идей в письменной форме. Каждая идея произносится вслух и записывается на флип-чарте, с последующим обсуждением и оценкой. Полученные идеи голосуются, ранжируются и на их основе разрабатывается решение проблемы. 

В больших аудиториях эффективным инструментом является Массовый мозговой штурм (The Buzz Session ) (Дж. Дональд Филлипс, 1948). При этом большая группы разбивается на малые группы, которые обсуждают конкретные аспекты главной темы. Малая группа может решать отдельные части общей проблемы или заниматься решением конкретных подзадач. В качестве вариации используется Метод  Филлипса 66, при котором аудитория делится на подгруппы из шести человек, которые генерируют идеи в течение шести минут.

Для работы с большими группами также эффективен Метод голубых Листков (Blue Slips Technique)  разработанный  K. Кроуфордом (1920).
Это организованный процесс применяющийся для сбора идей в больших группах  от 50 до 200, а иногда и больше участников. Он был использован для сбора стратегической информации, генерирования творческих идей повышения качества услуг, проведения стратегических сессий планирования и практики поддержки управления. При этом стопки голубых листков раздаются участникам для записи новых идей. Метод может использоваться, когда нет времени или возможности для обсуждения идей, и необходимо просто собрать мысли участников.

 Метод Пин-Карт (The Pin Card Technique) был разработан Институтом Баттелле (Х. Гешке и др., 1981). Отличительной особенностью данного метода, является то, что каждый участник, получает карточки определенного цвета, которые после заполнения  немедленно передаются соседу справа, создавая их движение вокруг стола.  Метод обеспечивает поочередность ответов и учитывает индивидуальный вклад каждого участника, так как не является анонимным. Впоследствии идеи на разноцветных карточках   закрепляются на доске для групповой экспертизы. 

Существуют более свободные и открытые вариации мозгового штурма, среди которых можно выделить игровой и ролевой мозговой штурм.  Так Игровой Мозговой Штурм (Brainwriting Game) проводится в  форме игры - соревнования. В то же время в данной игре атмосфера веселья преобладает над духом конкуренции, а фасилитатор гарантирует, что в ней не может быть проигравших. Формат игры может быть особенно полезен  в учебных программах.
 Ролевой мозговой штурм (Rolestorming Technique) был  создан Р.E.Григгсом (1985) и описан Aртуром Б. Ванганди (1988). В данном методе участники отождествляются с другой личностью и рассматривают проблемы и решения с различных точек зрения.